Проект Павла Ильина

Примерная программа обучения лиц, оказывающих первую помощь в соответствии с Порядком оказания первой помощи

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа обучения лиц, оказывающих первую помощь в соответствие с Порядком оказания первой помощи (далее – Примерная программа), разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 мая 2024 № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный № 78363).
Целью данной Примерной программы является формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
· способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
· способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи в правильной последовательности.
Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, планируемыми результатами освоения Примерной программы, примерным учебным планом, примерной рабочей программой, условиями реализации Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной программы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию Примерной программы.
Примерная рабочая программа раскрывает рекомендуемую последовательность изучения тем, а также распределение учебных часов по темам.
Последовательность изучения тем определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения Примерной программы является формирование у обучающихся ключевых компетенций по оказанию первой помощи:
· способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь (К1);
· способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи (К2) в правильной последовательности.

Для формирования компетенции К1 обучающиеся должны знать:
·организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
· состояния, при которых оказывается первая помощь;
· перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их проведения;
· приоритетность оказания первой помощи;
· признаки отсутствия сознания;
· признаки остановки дыхания и кровообращения;
· признаки нарушения проходимости дыхательных путей инородным телом и иных угрожающих жизни и здоровью нарушений дыхания;
· правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
· правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм, ранений и поражений;
· признаки травм, ранений и поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;
· признаки отравлений, укусов или ужаливания ядовитых животных;
· признаки судорожного приступа, сопровождающегося потерей сознания;
· проявления острых психологических реакций на стресс.

Для формирования компетенции К1 обучающиеся должны уметь:
· оценивать количество пострадавших;
· проводить обзорный осмотр пострадавшего для выявления продолжающегося наружного кровотечения;
· определять признаки кровопотери;
· определять наличие сознания у пострадавшего;
· определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
·проводить подробный осмотр и опрос (при наличии сознания) пострадавшего для выявления признаков травм, ранений, отравлений, укусов или ужаливаний ядовитых животных, поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения, и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью: головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей;
·осуществлять контроль состояния пострадавшего (наличие сознания, дыхания, кровообращения и отсутствие наружного кровотечения).

Для формирования компетенции К2 обучающиеся должны знать:
·факторы, представляющие непосредственную угрозу для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших) и окружающих лиц способы перемещения пострадавших;
·правила обеспечения собственной безопасности, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки медицинские, маска медицинская);
· правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь;
·правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;
·правила оказания первой помощи при нарушении проходимости дыхательных путей инородным телом и иных угрожающих жизни и здоровью нарушениях дыхания;
·правила оказания первой помощи при травмах, ранениях и поражениях, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;
·правила оказания первой помощи при отравлениях, укусах или ужаливаниях ядовитых животных;
·правила оказания первой помощи при судорожном приступе, c потерей сознания;
·правила оказания первой помощи при острых психологических реакциях на стресс.

Для формирования компетенции К2 обучающиеся должны уметь:
·устранять факторы представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших), а также участников оказания первой помощи и окружающих лиц, в том числе предотвращать дополнительное травмирование пострадавшего (пострадавших);
·информировать пострадавшего и окружающих о готовности оказывать первую помощь, а также о начале проведения мероприятий по оказанию первой помощи;
·устранять воздействие повреждающих факторов на пострадавшего;
·извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест, и перемещать его в безопасное место;
· обеспечивать проходимость дыхательных путей при их закупорке инородным телом;
· выполнять временную остановку наружного кровотечения: прямое давление на рану, наложение давящей повязки, наложение кровоостанавливающего жгута;
·восстанавливать проходимость дыхательных путей запрокидыванием головы с подъемом подбородка;
·призывать окружающих (при их наличии) для содействия оказанию первой помощи, вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь;
·проводить сердечно-легочную реанимацию;
·использовать автоматический наружный дефибриллятор при его наличии;
·поддерживать проходимость верхних дыхательных путей приданием устойчивого бокового положения; запрокидыванием и удержанием запрокинутой головы пострадавшего с подъемом подбородка;
·выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшему в зависимости от характера травм, ранений, отравлений, укусов или ужаливаний ядовитых животных, поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения, и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью:
- накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на грудную клетку;
- промывать желудок путем приема воды и вызывания рвоты;
- применять охлаждение,
- применять термоизоляцию и согревание;
- накладывать повязки на различные участки тела;
- проводить иммобилизацию (обездвиживание) с использованием медицинских изделий или подручных средств; аутоиммобилизацию или обездвиживание руками травмированных частей тела,
для обезболивания и предотвращения осложнений;
- предотвращать дополнительное травмирование головы при судорожном приступе с потерей сознания;
· придавать и поддерживать оптимальное положение тела пострадавшего;
· осуществлять контроль состояния пострадавшего;
· оказывать пострадавшему психологическую поддержку;
· передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или иными нормативными правовыми актами.

III. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Таблица 1

Наименования тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

в том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

2

2

-

-

2.

Оказание первой помощи при наружных кровотечениях

4

2

2

Текущий контроль в форме формализованного наблюдения за выполнением практических работ

3.

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения

4

2

2

Текущий контроль в форме формализованного наблюдения за выполнением практических работ

4.

Оказание первой помощи при травмах, ранениях и поражениях, прочих состояниях

4

2

2

Текущий контроль в форме формализованного наблюдения за выполнением практических работ

5.

Итоговый контроль.

2

-

2

Экзамен*

Итого:

16

8

8


* Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи). В процессе решения задач преподаватель (инструктор) оценивает качество теоретических знаний и практических навыков у обучающихся.

IV. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
Теоретическое занятие по теме 1.
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации.
Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи.
Современные аптечки, укладки, комплекты и наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи. Основные компоненты, их назначение.
Порядок оказания первой помощи.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
Перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их выполнения.
Обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи.
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний при оказании первой помощи.
Способы извлечения пострадавших из труднодоступных мест и их перемещения в безопасное место.
Приоритетность оказания первой помощи.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.

Тема 2. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях
Теоретическое занятие по теме 2.
Кровотечение, признаки кровопотери.
Признаки наружного кровотечения. Обзорный осмотр пострадавшего.
Способы временной остановки наружного кровотечения.
Прямое давление на рану.
Наложение давящей повязки. Особенности наложения давящей повязки при наличии инородного тела в ране.
Наложение кровоостанавливающего жгута.
Последовательность выполнения мероприятий по остановке кровотечения.
Остановка кровотечения при ранении головы.
Остановка кровотечения при ранении шеи.
Остановка кровотечения при ранении грудной клетки.
Остановка кровотечения при ранении живота и таза.
Остановка кровотечения при ранении конечностей.
Остановка кровотечения при ранении смежных зон.
Практическое занятие по теме 2.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.
Отработка последовательности и приемов временной остановки наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, конечностей и смежных зон с помощью прямого давления на рану.
Отработка наложения давящей повязки при ранении головы, груди, живота, конечностей и смежных зон.
Отработка приемов наложения табельных и импровизированных кровоостанавливающих жгутов разных конструкций при ранении конечностей.
Отработка приемов наложения давящей повязки с фиксацией инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.

Тема 3. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
Теоретическое занятие по теме 3.
Причины нарушения дыхания и кровообращения.
Признаки жизни и правила их определения.
Последовательность и техника проведения сердечно-легочной реанимации.
Прекращение сердечно-легочной реанимации.
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных мероприятий.
Особенности сердечно-легочной реанимации у детей.
Использование автоматического наружного дефибриллятора (при его наличии).
Поддержание проходимости дыхательных путей.
Нарушение проходимости верхних дыхательных путей, вызванное инородным телом. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребёнку.
Первая помощь при иных угрожающих жизни и здоровью нарушениях дыхания.
Практическое занятие по теме 3.
Отработка последовательности выполнения реанимационных мероприятий.
Оценка обстановки на месте происшествия.
Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.
Отработка приёмов восстановления проходимости верхних дыхательных путей.
Оценка признаков жизни у пострадавшего.
Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб.
Отработка приёмов давления руками на грудину пострадавшего.
Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания.
Отработка приёма перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Отработка применения автоматического наружного дефибриллятора.
Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.

Тема 4. Оказание первой помощи при травмах, ранениях и поражениях, прочих состояниях.
Теоретическое занятие по теме 4.
Цель, последовательность и техника подробного осмотра и опроса пострадавшего.
Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи.
Травмы головы.
Травмы шеи.
Травмы грудной клетки. Особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки.
Травмы живота и таза. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости.
Травмы конечностей.
Травмы позвоночника.
Поражения, вызванные термическими факторами.
Поверхностные и глубокие термические ожоги.
Ожог верхних дыхательных путей.
Перегревание.
Отморожение.
Переохлаждение.
Поражения, вызванные химическими факторами.
Поражения, вызванные электрическими факторами.
Воздействие излучения.
Отравления.
Укусы и ужаливания ядовитых животных.
Судорожный приступ с потерей сознания.
Помощь пострадавшему в принятии лекарственных препаратов.
Придание и поддержание оптимального положения тела пострадавшего.
Контроль состояния пострадавшего.
Психологическая поддержка пострадавшего.
Транспортировка пострадавшего.
Передача пострадавшего выездной бригаде скорой медицинской помощи, медицинской организации, специальным службам.
Практическое занятие по теме 4.
Проведение подробного осмотра пострадавшего.
Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ранении грудной клетки.
Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.
Отработка приёмов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подручными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий, обездвиживание руками травмированных частей тела).
Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.
Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела. Применение местного охлаждения.
Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях.
Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере.
Отработка приемов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступного места, отработка основных приёмов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания).
Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка приемов перемещения пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника.
Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях.

Тема 5. Итоговый контроль.
Практическое занятие по теме 5.
Экзамен в форме решения ситуационных задач с использованием наглядных пособий и условных пострадавших.

V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


5.1. При разработке на основе Примерной программы рабочей программы образовательная организация самостоятельно формирует перечень формируемых у обучающихся компетенций, в зависимости от их возрастных, гендерных, профессиональных и других особенностей и образовательных потребностей.
Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут).
5.2. Педагогические работники, реализующие Примерную программу, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах.
5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы:
·учебный план;
·календарный график;
·рабочая программа;
·методические материалы и разработки;
·расписание занятий.
5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы.

Перечень материалов

Таблица 2

Наименования учебных материалов

Единица измерения

Количество

Оборудование

Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов сердечно-легочной реанимации

комплект

1

Тренажер-манекен взрослого или жилет для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей

комплект

1

Расходный материал для тренажеров

комплект

1

Набор имитаторов травм и повреждений

комплект

1

Автоматический наружный дефибриллятор (учебный) *

комплект

1

Расходные материалы

Аптечки для оказания первой помощи

шт.

10

Табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства

комплект

1

Учебно-наглядные пособия

Учебные пособия по первой помощи пострадавшим

комплект

1

Учебный фильм по первой помощи

шт.

1

Наглядные пособия (слайды, плакаты)

комплект

1

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

шт.

1

Экран для демонстрации учебных фильмов

шт.

1

Персональный компьютер (ноутбук)

шт.

1

* - включается в перечень опционально.

VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Подготовка завершается итоговой аттестацией в форме экзамена. Экзамен включает в себя проверку теоретических знаний и оценку практических навыков. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче экзамена не допускаются.
Проверка теоретических знаний при проведении экзамена проводится по темам:
· «Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи»;
· «Оказание первой помощи при наружных кровотечениях»;
· «Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения»;
· «Оказание первой помощи при травмах, ранениях, поражениях и прочих состояниях».
Оценка практических навыков заключается в решении ситуационных задач по темам:
· «Оказание первой помощи при наружных кровотечениях»;
· «Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения»;
· «Оказание первой помощи при травмах, ранениях, поражениях и прочих состояниях».
Результаты экзамена оформляются протоколом.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются на бумажных и (или) электронных носителях организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ


Учебно-методические материалы должны содержать:
· примерную программу обучения лиц, оказывающих первую помощь в соответствие с Порядком оказания первой помощи, утвержденную в установленном порядке;
· рабочую программу обучения лиц, оказывающих первую помощь в соответствие с Порядком оказания первой помощи, утвержденную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
· методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
· материалы для проведения итогового контроля в форме экзамена, утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.