Проект Павла Ильина

Программа дополнительного образования детей и взрослых "Первая помощь" для обучения лиц, оказывающих первую помощь в соответствии с Порядком оказания первой помощи

Учебная программа, соответствующая рекомендуемой программе Минздрава РФ, согласно которой все люди в России обучаются первой помощи в быту и на производстве.







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа



«ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»

Курс для лиц, оказывающих первую помощь в соответствии с порядком оказания первой помощи




Срок реализации — 16 часов













2024 



Составитель: Ильин П. О., преподаватель первой помощи, врач-кибернетик (закончил МБФ, РНИМУ им. Н.И. Пирогова), руководитель Учебного центра, инструктор Национального / Европейского совета по реанимации, добровольный спасатель проекта «Спасатель.Рядом», Председатель Московского областного регионального отделения общероссийской общественной организации «Российское общество первой помощи», член Московского областного отделения «Опора России», , член экспертного совета при Профильной комиссии Минздрава России по направлению «Первая помощь», лектор и член Российского общества «Знание», финалист конкурса «Лига Лекторов 2024» «Знание.Лектор», судья ряда олимпиад по первой помощисудья ряда олимпиад по первой помощи, эксперт по первой помощи Благотворительного фонда «Рождественская звезда», инструктор волонтерского проекта «НВП Рокот»

СОДЕРЖАНИЕ


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки
1.2. Требования для допуска к обучению
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной программы
1.4. Форма обучения — очная
1.5. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Перечень учебных материалов
5.2 Информационное обеспечение обучения
6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Нормативно-правовые основания разработки
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
  • ·Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
  • ·Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03 мая 2024 № 220н «Об утверждении Порядка оказания первой помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2024 г., регистрационный № 78363)
  • ·Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.06.2013 № 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
  • ·Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.12.2015 № 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата);
  • ·Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • ·Ст. 212, 214, 216, 225 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • ·Ст. 9 ФЗ от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»;
  • ·ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • ·Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ;
  • ·Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
1.2. Требования для допуска к обучению:
  1. лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  2. лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  3. лица, имеющие и получающие основное или среднее общее образование.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной программы
Целью учебной программы является формирование новой и/или совершенствование имеющейся компетенции, необходимой для оказания первой помощи пострадавшему в экстренной ситуации.
Обучающийся по учебной программе должен в результате уметь выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь:
  • ·оценивать количество пострадавших;
  • ·проводить обзорный осмотр пострадавшего для выявления продолжающегося наружного кровотечения;
  • ·определять признаки кровопотери;
  • ·определять наличие сознания у пострадавшего;
  • ·определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
  • ·проводить подробный осмотр и опрос (при наличии сознания) пострадавшего для выявления признаков травм, ранений, отравлений, укусов или ужаливаний ядовитых животных, поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения, и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью: головы, шеи, груди, спины, живота и таза, конечностей;
  • ·осуществлять контроль состояния пострадавшего (наличие сознания, дыхания, кровообращения и отсутствие наружного кровотечения);
Обучающийся по учебной программе должен в результате уметь выполнять мероприятия по оказанию первой помощи в правильной последовательности:
  • ·устранять факторы, представляющие непосредственную угрозу для жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших), а также участников оказания первой помощи и окружающих лиц, в том числе предотвращать дополнительное травмирование пострадавшего (пострадавших);
  • ·информировать пострадавшего и окружающих о готовности оказывать первую помощь, а также о начале проведения мероприятий по оказанию первой помощи;
  • ·устранять воздействие повреждающих факторов на пострадавшего;
  • ·извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест, и перемещать его в безопасное место;
  • ·обеспечивать проходимость дыхательных путей при их закупорке инородным телом;
  • ·выполнять временную остановку наружного кровотечения: прямое давление на рану, наложение давящей повязки, наложение кровоостанавливающего жгута;
  • ·восстанавливать проходимость дыхательных путей запрокидыванием головы с подъемом подбородка;
  • ·призывать окружающих (при их наличии) для содействия оказанию первой помощи, вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь;
  • ·проводить сердечно-легочную реанимацию;
  • ·использовать автоматический наружный дефибриллятор при его наличии;
  • ·поддерживать проходимость верхних дыхательных путей приданием устойчивого бокового положения; запрокидыванием и удержанием запрокинутой головы пострадавшего с подъемом подбородка;
  • ·выполнять мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшему в зависимости от характера травм, ранений, отравлений, укусов или ужаливаний ядовитых животных, поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения, и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью:
  • - накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на грудную клетку;
  • - промывать желудок путем приема воды и вызывания рвоты;
  • - применять охлаждение,
  • - применять термоизоляцию и согревание;
  • - накладывать повязки на различные участки тела;
  • - проводить иммобилизацию (обездвиживание) с использованием медицинских изделий или подручных средств; аутоиммобилизацию или обездвиживание руками травмированных частей тела, для обезболивания и предотвращения осложнений;
  • - предотвращать дополнительное травмирование головы при судорожном приступе с потерей сознания;
  • ·придавать и поддерживать оптимальное положение тела пострадавшего;
  • ·осуществлять контроль состояния пострадавшего;
  • ·оказывать пострадавшему психологическую поддержку;
  • ·передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или иными нормативными правовыми актами.
Обучающийся по учебной программе должен в результате знать, как выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь:
  • ·организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
  • ·состояния, при которых оказывается первая помощь;
  • ·перечень мероприятий по оказанию первой помощи и последовательность их проведения;
  • ·приоритетность оказания первой помощи;
  • ·признаки отсутствия сознания;
  • ·признаки остановки дыхания и кровообращения;
  • ·признаки нарушения проходимости дыхательных путей инородным телом и иных угрожающих жизни и здоровью нарушений дыхания;
  • ·правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
  • ·правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм, ранений и поражений;
  • ·признаки травм, ранений и поражений, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;
  • ·признаки отравлений, укусов или ужаливания ядовитых животных;
  • ·признаки судорожного приступа, сопровождающегося потерей сознания;
  • ·проявления острых психологических реакций на стресс;
Обучающийся по учебной программе должен в результате знать, как выполнять мероприятия по оказанию первой помощи в правильной последовательности:
  • ·факторы, представляющие непосредственную угрозу для собственной жизни и здоровья, жизни и здоровья пострадавшего (пострадавших) и окружающих лиц способы перемещения пострадавших;
  • ·правила обеспечения собственной безопасности, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты (перчатки медицинские, маска медицинская);
  • ·правила вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь;
  • ·правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения;
  • ·правила оказания первой помощи при нарушении проходимости дыхательных путей инородным телом и иных угрожающих жизни и здоровью нарушениях дыхания;
  • ·правила оказания первой помощи при травмах, ранениях и поражениях, вызванных механическими, химическими, электрическими, термическими поражающими факторами, воздействием излучения;
  • ·правила оказания первой помощи при отравлениях, укусах или ужаливаниях ядовитых животных;
  • ·правила оказания первой помощи при судорожном приступе, c потерей сознания;
  • ·правила оказания первой помощи при острых психологических реакциях на стресс.
1.4. Форма обучения - очная
Режим занятий:
2 дня - обязательные аудиторные занятия - 16 часов (с отрывом от работы). Во время занятий входит проведение текущего и/или итогового контроля по решению преподавателя в форме формализованного наблюдения за выполнением ситуационной задачи.

1.5. Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы
Сертификат о прохождении обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе в объеме 16 часов, имеет регистрационный номер.
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
* Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи пострадавшим с различными повреждениями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков и жизни и с другими состояниями, требующими оказания первой помощи). В процессе решения задач преподаватель (инструктор) оценивает качество теоретических знаний и практических навыков у обучающихся.
How to be a graphic designer without losing your soul
3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ МОДУЛЕЙ
5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Перечень учебных материалов:
1. Манекен-симулятор взрослого пострадавшего (торс с головой Практи-Мэн или сходный по характеристикам, туловище с головой (или полноростовой манекен Никита, Володя или другой, сходный по характеристикам) для отработки навыков сердечно-лёгочной реанимации с устройством обратной связи (механический / электронный встроенный или внешний контроллер). Устройство обратной связи должно оценивать производимые надавливания на грудную клетку по качеству и/или количеству. Манекен должен иметь грудную клетку, поднимающуюся при адекватном проведении вдохов искусственного дыхания. Устройство обратной связи может иметь возможность оценки вдохов искусственного дыхания (объём вдоха, скорость вдоха). Устройство обратной связи может представлять собой программное обеспечение, установленное на компьютер, ноутбук, планшетный компьютер, смартфон. Минимальное количество манекенов: 1шт. Рекомендованное количество манекенов: по 1 шт. на каждых 4-8 обучающихся.
2. Симулятор автоматического наружного дефибриллятора со сменными электродами и пультом. Рекомендация: количество симуляторов должно соответствовать количеству манекенов из п.1
3. Симулянтор - жилет для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей или манекен-симулятор взрослого пострадавшего (туловище с головой)) для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. Рекомендованное количество: по 1 шт. на каждых 4-8 обучающихся
4. Манекен-симулятор младенца для отработки приёмов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. Манекен должен иметь подвижные голову и конечности. Желательно иметь функцию выполнения СЛР
5. Муляжи травм и повреждений, наборы для имитации кровотечений
6. Лицевые защитные экраны для отработки навыков выполнения искусственного дыхания рот-ко-рту. Рекомендуемое количество: по 2 шт. на каждого обучающегося.
7. Дезинфектант (антисептик)
8. Аптечка первой помощи (автомобильная, сотрудникам)
9. Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь) исходя из количества обучающихся (минимальное количество бинтов должно составлять по 4 шт. на каждого обучающегося.
10. Технические средства обучения:
· компьютер с соответствующим программным обеспечением (ноутбук, планшетный компьютер);
· презентер
· мультимедийный проектор, или телевизор / плазменная панель
· магнитно-маркерная доска
11. Учебно-наглядные пособия и иные материалы:
· учебные пособия по первой помощи
· учебное пособие СЛР/АНД для провайдеров
· наглядные пособия: общая последовательность действий на месте происшествия, способы остановки наружного кровотечения, проведение сердечно-лёгочной реанимации
· учебные фильмы по первой помощи
· Анкета с тестом начальная, финальная
12. Коврики для отработки безопасного положения и других приемов
13. Расходные материалы для симуляционного оборудования
14. Средства для остановки кровотечений: жгуты, турникеты; иммобилизирующие средства

5.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, ресурсов сети Интернет и дополнительной литературы
1. Первая помощь: учебное пособие для лиц, оказывающих первую помощь в соответствие с Порядком оказания первой помощи, 2024
2. Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018. 68 с.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 04.05.2012 № 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"
4. Рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского совета по реанимации (пересмотр 2015 г.). Под ред. Чл.-корр. РАН Мороза В. В. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: НИИОР, НСР, 2016. — 192 с.
5. Учебное пособие “Сердечно-легочная реанимация” / Мороз В.В., Бобринская И.Г., Васильев В.Ю., Кузовлев А.Н., Перепелица С.А., Смелая Т.В., Спиридонова Е.А., Тишков Е.А. - М.: НИИОР, МГМСУ, 2017. - 72 с.
6. European Resuscitation Council Guidelines 2021: Basic Life Support - Электронный ресурс: https://cprguidelines.eu/
7. Первая помощь как безопасность жизни. Практическое руководство / Смирнов А.В., Федоров А.В., Краузе О.В., Рындина О.Г., Ильин П.О. – Чебоксары, 2017. – 160 с.
8. Оказание первой помощи пострадавшим: памятка / Упр. орг. инф. нас. МЧС России.- М., 2015. – 92 с.
9. Экстренная допсихологическая помощь. Практическое пособие / МЧС России. - М., 2012. – 48 с.
10. Оказание первой помощи при ДТП: пособие для занятий в автошколах / Л.И. Дежурный [и др.] – Тв: Триада, 2014. – 48 с.
11. Электронно-информационный ресурс "Всё о первой помощи" http://allfirstaid.ru/
12. Первая помощь: учебное пособие для преподавателей, обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018. 136 с.

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предмет контроля: набор знаний, практических умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшему.
Виды контроля:
· Входной контроль - письменное тестирование проводится с целью определения исходного уровня знаний.
· Текущий контроль - наблюдение за выполнением и отработкой практических приёмов в течение практической части занятий.
· Итоговый контроль - проводится с целью заключительной проверки знаний, умений и навыков. Состоит из письменного тестирования и решения практической ситуационной задачи в режиме реального времени.

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
На занятиях используются современные информационные и педагогические технологии:
  • · Информационно-коммуникативные: презентации, мотивационные видеоролики, ориентация на информацию с сайта "Всё о первой помощи"
  • · Групповые: практические занятия в парах и в группах
  • · Игровые: решение ситуационных задач, целью которых является отработка обучающимися навыков по оказанию первой помощи в симулированной ситуации, приближенной к реальной, применение знаний, умений и навыков на практике
Используемые методы обучения:
  • · Активные (активная лекция, четырехступенчатый метод) - преподаватель и обучающиеся выступают как равноправные участники курса
  • · Интерактивные (интерактивная лекция) - наиболее эффективные методы, при которых обучающиеся взаимодействуют не только с преподавателем, но и друг с другом.
Контакты
Проводим сборные курсы и работаем с организациями по Москве и Московской области. Обучаем группы в других регионах Российской Федерации.

+7 (985) 360-90-20
Московская область, Пушкинский городской округ, М-8 Холмогоры (Ярославское шоссе), 33-й километр, с18
Офис в Санкт-Петербурге: Петергофское шоссе д. 73, лит. У, офис 211-1