Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как комплекс мероприятий, направленных на сохранение и поддержание жизни и здоровья пострадавших и проводимых при угрожающих жизни и здоровью пострадавших состояниях и заболеваниях (несчастных случаях, травмах, ранениях, поражениях, отравлениях и др.) до оказания медицинской помощи.
1. Ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает 3 категории участников оказания первой помощи:
- 1 категория – это лица, обязанные оказывать первую помощь в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами. К ним относятся, во-первых, лица, которые в силу должностных обязанностей первыми оказываются на месте происшествия с пострадавшими: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации
[1]; сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны
[2]; спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
[3]; военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации
[4]; военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии
[5]; работники ведомственной охраны
[6], частные охранники
[7], должностные лица таможенных органов
[8]; военнослужащие органов федеральной службы безопасности
[9], судебные приставы
[10], внештатные сотрудники полиции и народные дружинники
[11], инструкторы-проводники
[12] и другие лица
[13].
Обязанность по оказанию первой помощи для вышеуказанных лиц сформулирована по-разному. Так, сотрудников полиции закон обязывает оказывать первую помощь при любых обстоятельствах, требующих ее оказания, и не только в служебное время, но и во время отдыха.
Для всех иных должностных лиц закон устанавливает обязанность оказывать первую помощь только в рабочее (служебное) время и только в определенных обстоятельствах. Например, для военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии такая обязанность установлена только в служебное время и только в отношении граждан, получивших телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники.
Для простых граждан обязанность по оказанию первой помощи может возникать в следующих случаях. Во-первых, такая обязанность у граждан, имеющих соответствующую подготовку, возникает на территориях, где введены режим повышенной готовности или чрезвычайная ситуация
[14].
Во-вторых, если гражданин является водителем, причастным к ДТП, в котором погибли или ранены люди (п. 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации), он обязан «принять меры для оказания первой помощи». В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», водитель не обязан оказывать первую помощь, но вправе это сделать в добровольном порядке.
Обязанности по оказанию первой помощи устанавливаются не только для физических, но и для юридических лиц.
В частности, для всех юридических лиц, являющихся работодателями, ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность при несчастном случае на производстве «
немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию».
Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в дополнение к вышеуказанным нормам Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность обеспечивать организацию оказания первой помощи не только работникам, но и обучающимся в период их пребывания в этой организации.
[15]Для исполнения данной обязанности работодатель обязан в установленном порядке
[16] организовать обучение по оказанию первой помощи работников
[17] и установить локальными нормативными актами порядок оказания первой помощи в своей организации.
- 2 категория – сами пострадавшие (самопомощь) или находящиеся вблизи лица (взаимопомощь) в случаях, предусмотренных федеральными законами.- 3 категория – иные лица, при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков, в добровольном порядке.Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
2. Для лиц, обязанных оказывать первую помощь (организовать ее оказание), в случае бездействия предусмотрена юридическая ответственность вплоть до уголовной
[18].
Для очевидцев происшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может.
Это положение распространяется и на случаи оказания первой помощи медицинскими работниками во внерабочее время, так как соответствующая правовая обязанность для них не установлена нормативными правовыми актами. Тем не менее, оказание первой помощи является моральным долгом медицинского работника: ст. 5 Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации (принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 5 октября 2012 г), устанавливает, что «врач любой специальности, оказавшийся рядом с человеком вне лечебного учреждения, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему возможную помощь или быть уверенным в том, что он ее получит».
Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП. Принятие мер к оказанию первой помощи относится к обязанностям водителя в связи с ДТП, участником которого он является, за невыполнение которых водителю грозит привлечение к административной ответственности и наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). В том случае, если водитель заведомо оставил пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии без возможности получения помощи, он может быть привлечен к уголовной ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса Российской Федерации).
3. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью, сама попытка защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает пострадавшему человеку шанс на выживание. Уголовное и административное законодательство не признают правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголовного кодекса Российской Федерации; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Аналогичная норма имеется и в ст. 1067 «Причинение вреда в состоянии крайней необходимости» Гражданского кодекса Российской Федерации. Трактовка этой статьи не исключает возможности возмещения причиненного вреда, однако «…учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред». В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные прецеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное причинение вреда в ходе оказания первой помощи.
4. В случае решения в суде вопроса о привлечении лица к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п.п. 5, 6 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61 Уголовного кодекса Российской Федерации). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП в соответствии со ст. 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или в виде лишения права управления транспортным средством. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того, оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соответственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.
[1] См.: ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»
[2] См.: ст. 22 Федерального закона от 21.12. 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. 15 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»
[3] См.: ст. 27 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
[4] См.: ст. 17.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», ст. 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495
[5] См.: ст. ст. 9, 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»
[6] См.: ст. 13 Федерального закона от 14.04.1999 № 77- ФЗ «О ведомственной охране»
[7] См.: ст. 16 закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»
[8] См.: ст. 267 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
[9] См.: ст. 14.2 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»
[10] См.: ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»
[11] См.: ст.ст. 10, 18 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»
[12] См.: ст. 4.5 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
[13] См., например: ст. 24.3 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», ст. 12.3 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и др.
[14] См.: п.п. «г» п. 3 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2020 г. № 417
[15] См.: ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[16] См.: Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»
[17] См.: ст. 214, 215, 219 Трудового кодекса Российской Федерации
[18] См: ст.ст. ч. 2 ст. 109, ч. 2. ст. 118, ст. 125, ч. 2 ст. 293 Уголовного кодекса Российской Федерации